Юрген Рот, специалист по вопросам борьбы с экономическими преступлениями, называет "Газпром" "системой самообогащения" с криминальными элементами. Работа бывшего канцлера Шредера на концерн "не в интересах Германии", сказал Рот в интервью Spiegel Online.
- Господин Рот, российский энергетический гигант "Газпром" активно проникает на западноевропейский рынок. В настоящий момент он намеревается приобрести в Германии муниципальные системы распределения газа и электроэнергии. Не получится ли, что немецкие потребители газа вскоре окажутся в непосредственной зависимости от Москвы?
- Если дело до этого дойдет, то западноевропейский потребитель будет отдавать свои деньги непосредственно, прямо скажем, сомнительной организаций. Империя под названием "Газпром", по меньшей мере в прошлом, через различные дочерние фирмы была тесно связана с криминальными структурами. Отсутствие прозрачности позволяло криминалу активно вмешиваться в дела, связанные с природным газом. Восточноевропейская пресса постоянно писала о коррупции на высшем уровне.
- Можно конкретнее?
- В моем распоряжении находится заявление германской таможни по фактам подозрений в отмывании денег. Оно содержит указания на действия курьеров, которые от имени "Газпрома" депонировали миллионы американских долларов, в частности в Швейцарии. В Швейцарской федеральной прокуратуре мне рассказывали, что один из бывших членов правления "Газпрома" вывел из компании не менее 2 млрд долларов. И это не единичный случай. Но до сих пор в отношении "Газпрома" не ведется никакого расследования. И не будет вестись, так как на это никто не отважится.
- Это серьезные обвинения. Но почему никто не отважится?
- "Газпром" слишком силен. Мне известно о следователях, которые были переведены на другую работу после того, как они начали активно заниматься делами "Газпрома". А прокуратура возьмется за концерн, только если получит соответствующий политический заказ. Украинские газеты, а также разведка Украины СБУ постоянно связывают дочерние компании и представителей "Газпрома" с организованной преступностью. И следы все время ведут в швейцарский Цуг или на Кипр. Проблема заключается в том, что обвинение подтвердить невозможно, так как расследование в России никогда не доводится до конца. А сам "Газпром" все оспаривает.
- Можете ли вы рассказать о каком-нибудь конкретном случае, когда расследования не было?
- Дело доходит до того, что препятствия следствию чинятся даже в других государствах, как, например, на Украине. Здесь было заведено дело на некое предприятие, тесно связанное с "Газпромом". Но, как говорит Александр Турчинов, бывший глава Службы безопасности Украины, в ход событий вмешался российский президент Владимир Путин. Поэтому расследование было прекращено. Турчинов сказал, что "расследование привело бы к конфликту с Владимиром Путиным". Путин держит все нити в своих руках. И он разгоняет и тормозит эту систему. Для него "Газпром" - это больше чем стратегический инструмент, ведь через "Газпром" он может, в частности, финансировать свою избирательную кампанию.
- Путин постоянно использует "Газпром" для оказания политического давления на нелюбимых соседей путем повышения цен на газ. Это коснулось, например, Белоруссии, Польши, Молдавии и Украины. Не станет ли газовый гигант, влияние которого постоянно растет, шантажировать и Западную Европу?
- Это одна из самых больших проблем. Нас будут шантажировать, как только немецкое правительство по той или иной причине окажется недовольно политикой Путина или если возникнет крупный конфликт интересов.
- Потребление природного газа в ЕС в течение последующих 25 лет возрастет примерно вдвое, а собственная добыча снизится с 50 до 15%. Значение Москвы как поставщика энергоносителей значительно возрастет. Есть ли опасность, что "Газпром" вскоре начнет диктовать свои условия всей Европе?
- "Газпром" с его несметными богатствами уже давно находится в процессе приобретения банков и крупных предприятий. Из кругов Газпромбанка на уровне слухов поступает информация о намерении приобрести немецкий Commerzbank. По моему убеждению, целью такого приобретения является обретение доминирующей позиции на мировом рынке, чтобы тем самым диктовать свои цены - как и в сфере энергоносителей.
- Как вы пришли к этому выводу?
- По моему твердому убеждению, "Газпром" - это синоним коррупции, гигантского самообогащения бывшей советской номенклатуры, новой российской бизнес-элиты и криминальных структур. Вспомните бывшего российского премьер-министра Виктора Черномырдина и его семью, которые получили дочернюю компанию "Газпрома" "Стройтрансгаз" на сверхблагоприятных условиях, на что горько жаловались американские акционеры. Есть и другие примеры того, как определенные персоны за взятки становятся более гибкими, будь то на Украине или в Туркменистане. При таком обилии денег это будет играть роль и здесь, в Германии. Думать по-другому - это полное безумие.
- До сих пор обвинения в адрес действующих лиц не доказаны. Скажите, кто все же контролирует "Газпром"? Ведь председателем совета директоров концерна является Дмитрий Медведев, первый вице-премьер в правительстве Путина и бывший глава кремлевской администрации.
- Когда Путин пришел на смену Борису Ельцину, его друзья по Санкт-Петербургу перебрались не только в Москву, но и в "Газпром". Петербургский период Путина - это большая черная дыра. Когда проходила приватизация, он был заместителем мэра, и, скажем мягко, тогда не все делалось законными средствами. Это очевидно. В 1992 году работала следственная комиссия, которая тщательно анализировала дела Путина. Несмотря на явные нарушения, расследование осталось без последствий. Известны деловые связи его лучших друзей из Санкт-Петербурга с тамбовской мафией, которая до сих пор правит бал в городе.
- Недавно бывший канцлер Герхард Шредер вызывал раздражение, прежде всего, у поляков и украинцев. Ведь Северо-Европейский газопровод пойдет в обход этих государств, что сделает Россию независимой от этих стран. Каких политических последствий следует ожидать?
- Более всего Шредер разочаровал поляков. "Газпром" их подставил уже в 1992 году. Им пришлось заключить контракт на избыточные поставки природного газа. При этом перепродать лишний газ они не имели права. Расплачиваться пришлось польским гражданам, а люди в правительстве, которые подписали этот контракт, получили с этого прибыль. Одним словом, во многих странах очень тесной дружбе между демократом Шредером и недемократом Путиным придается большое значение. Она также символизирует полный упадок всякой политической культуры в Германии.
- Вы хотите сказать, что Кремль при помощи Шредера и других пытается перенести свою систему на Запад?
- В России царит скрытая диктатура спецслужб. Путин был и, даже став президентом, останется их главным начальником. Его "управляемая демократия" - это просто слова. В России, возможно, за исключением Санкт-Петербурга и Москвы, у граждан практически не осталось демократических возможностей для участия в жизни общества: средства массовой информации связаны по рукам и ногам, демократических движений не существует. Вспомните чеченскую войну: как известно, она оставила много крови на руках Путина.
- И это в перспективе отразится на образе западной демократии?
- Об этом уже свидетельствует сделка между Путиным и Шредером и особенно последовавшая на нее реакция. Если такие члены СДПГ, как Хеннинг Фошерау (бывший бургомистр Гамбурга. - Прим. ред.) или Франц Мюнтеферинг (вице-канцлер, министр труда и социальных дел ФРГ. - Прим. ред.), внезапно начинают хвалить Путина и подводят под это базу, при этом не даже упоминая об отсутствии в России правового государства, то я считаю, что достаточно предосудительно доказывать свою благосклонность таким образом. Если несправедливость оправдывается в открытую, то это показывает, в каком упадке находится политическая культура, по меньшей мере в СДПГ.
- Чем вы объясняете их безграничную солидарность со Шредером?
- Для меня это мне загадка. Можно объяснить это благородно - глупостью или непониманием того, какие структуры существовали в бывшем Советском Союзе. Тот, кто сейчас защищает Шредера, невольно становится соучастником этих неоднозначных фигур из бывшего СССР. С другой стороны, почему если крупные немецкие банки и концерны бросаются на шею господ из Кремля, то этого не должны делать некоторые политики?
- Бывший уполномоченный ОБСЕ по свободе средств массовой информации, социал-демократ Фраймут Дуве считает, что "Газпром" контролирует "громадное большинство СМИ". Он косвенно упрекнул Шредера в том, что своей работой в консорциуме СЕГ он придает легитимность тотальному контролю "Газпрома" над средствами массовой информации. Справедлив ли упрек?
- Возможно, Шредер придает легитимность цензуре в России без всяких задних мыслей. По крайней мере, именно так на это смотрят его критики в России. Но от этого страдают не только российские журналисты, а все демократическое движение. Представители немецкого концерна Ruhrgas-Eon, который является акционером "Газпрома", ничего не предприняли против зажима свободы слова. Дело делом, а все остальное не играет никакой роли. Если подходить с подобных позиций, то Шредер сделал хороший выбор.
|