«Кирилл Лавров» и «Михаил Ульянов» - нефтеналивные танкеры усиленного ледового класса (Arc6) с двойным корпусом, способные обеспечить безопасный вывоз сырья с Приразломного месторождения. Оба судна построены на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге специально для круглогодичной транспортировки нефти с платформы в арктических условиях.
Все суда, использующиеся в рамках проекта, являются судами двойного действия, т.е. обладают способностью двигаться во льдах кормой вперед, что обеспечивает дополнительную маневренность и безопасность движения в сложных ледовых условиях. Кроме танкеров транспортная система проекта «Приразломное» включает в себя два многофункциональных ледокольных судна, которые позволяют выполнять полный цикл работ для бесперебойного снабжения и функционирования платформы.
Генеральный директор компании «Газпром нефть шельф» Геннадий Любин отметил: «Прошло чуть меньше полутора лет с того момента, когда мы добыли на Приразломном первую нефть. За этот короткий период нам удалось приступить к добыче сырья в промышленных объемах, регулярно отправляя новые партии нефти потребителям. Продолжая наращивать добычу, мы и дальше будем обеспечивать максимальную экологическую и промышленную безопасность всех операций при разработке Приразломного месторождения».
Приразломное нефтяное месторождение расположено в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти превышают 70 млн тонн нефти. Приразломное – первое и пока единственное месторождение на российском шельфе Арктики, где ведется добыча нефти, также это единственный проект в мире, где добыча в Арктике осуществляется со стационарной платформы.
Нефть ARCO отличается высокой плотностью (около 24 АПИ) и содержанием серы около 2,3%, а также низким содержанием парафина. Относительно тяжёлая по сравнению с обычной российской экспортной нефтью, ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы. Из нее производятся уникальные химические продукты, которые могут использоваться в дорожном строительстве, шинном производстве, в космической и фармацевтической промышленностях.
Добыча в рамках опытно-промышленной эксплуатации начата в декабре 2013 года. Новый сорт нефти ARCO впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года. Всего в прошедшем году на месторождении было добыто порядка 300 тыс. тонн сырья. В настоящее время на месторождении эксплуатируется одна добывающая скважина. В текущем планируется начать эксплуатацию нагнетательной и поглощающей скважин, а также бурение еще четырех скважин.
Для разработки месторождения создана уникальная ледостойкая платформа, спроектированная и построенная в России. Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях и способна выдержать максимальные нагрузки. Платформа стоит на дне моря, ее запас прочности многократно превосходит реально существующие нагрузки.
Толщина стен основания платформы — 3 метра, скважины бурятся внутри и надежно изолированы от окружающей среды. На платформе создана система «нулевого сброса», исключающая попадание в море отходов бурения и производства. Они или закачиваются в специальную поглощающую скважину или, при необходимости, собираются в контейнеры и вывозятся на берег для последующей утилизации.
Маркетинг нефти ARCO на зарубежных рынках осуществляет «Газпром нефть трейдинг ГмбХ», являющаяся дочерним предприятием «Газпром нефти».
|